Типы подшипников используемых в кулерах
Название | Уровень шума | Ресурс - Время работы | Стоимость |
Sleeve Bearing - Подшипник скольжения Время работы заявлено: до 35 000 час Это самый простой тип подшипников. Состоит из втулки, покрытой антифрикционным материалом, внутри которой вращается вал. | Изначально - низкий, однако при износе таких подшипников кулеры начинают сильно шуметь из-за вибрации. | Относительно невысокий и сильно зависит от эксплуатационной температуры и вибрационных нагрузок. Заявляется ресурс до 35.000 часов, но он достижим только в идеальных условиях. На практике такие подшипники служат в два-три раза меньше. | Самый дешёвый тип подшипника. |
Rifle bearing, Z-Axis bearing - Подшипник скольжения c винтовой нарезкой Подшипник скольжения с нарезами на втулке и оси, что обеспечивает рециркуляцию смазывающей жидкости. |
Низкий. | Ресурс значительно выше чем у обычных подшипников скольжения и приближается к FDB-подшипникам. | Немного выше, чем у обычных подшипников скольжения, но ниже, чем у FDB-подшипников. |
Fluid Dynamic Bearing (FDB bearing) - Гидродинамический подшипник скольжения Время работы заявлено: до 80 000 час
Усовершенствованный подшипник скольжения, в котором вращение вала происходит в слое жидкости, постоянно удерживающейся внутри втулки за счёт создающейся при работе разницы давлений. |
Очень низкий. | Существенно выше, чем у подшипников скольжения, заявляются цифры до 80 тысяч часов. Однако в реальных эксплуатационных условиях эту цифры также стоит уменьшить минимум вдвое. | Выше, чем у обычных подшипников скольжения, но ниже, чем у подшипников качения. |
VAPO bearing - Подшипник скольжения с магнитным центрированием, левитацией Время работы заявлено: от 160 000 час и выше Практически, бесконтактный механизм, основанный на принципе магнитной левитации.. |
Самый низкий (До 80% тише, чем остальные) | обладает большей надежностью, лучше переносит использование в агрессивных средах | |
Ball Bearing - Подшипник качения Время работы от 60 000 час до 90 000 час
Из всех типов подшипников качения в кулерах применяются только радиальные шарикоподшипники, состоящие из двух колец, тел качения (собственно шариков) и сепаратора. |
Формально - выше чем у подшипников скольжения, однако из-за большего ресурса в равных условиях длительной эксплуатации кулеры на таких подшипниках не оказываются более шумными, чем аналоги на подшипниках скольжения, более подверженные износу. | Заявленный ресурс может быть от 59 до 90 тысяч часов, в реальных условиях эксплуатации такие подшипники существенно долговечнее, чем подшипники скольжения. | Выше, чем у подшипников скольжения. |
Ceramic Bearing - Керамический подшипник качения Время работы заявлено: до 160 000 час
Подшипник качения с использованием керамических материалов. |
Низкий. | Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах. | Самая высокая у подшипников скольжения. |
SSO Bearing - Подшипник масляного давления Время работы заявлено: до 160 000 час Усовершенствованный гидродинамический подшипник. Отличается увеличенным слоем жидкости (смазки) Для уменьшения износа вал центрируется установленным в основание постоянным магнитом. |
Самый низкий. | Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах. | Выше чем у подшипников качения, но ниже чем у керамических подшипников качения |
LDP Bearing - Самосмазывающийся подшипник скольжения Время работы заявлено: до 160 000 час
Усовершенствованный подшипник скольжения. Имеет защиту от пыли, соответствующую IP6X, и специальный слот для восстановленного масла, которые увеличивают срок службы вентилятора. |
В исправном состоянии - низкий. | Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов при достаточно высоких эксплуатационных температурах, фактически, в настоящее время это самые долговечные подшипники, применяемые в кулерах. | Выше чем у подшипников скольжения (sleeve bearing), ниже чем у гидродинамических |
Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) Время работы заявлено: до 160 000 час
Усовершенствованный подшипник скольжения. Для увеличения срока службы вал покрыт полиоксиметиле́ном, обладающим пониженным коэффициентом трения скольжения. |
В исправном состоянии - низкий. | Заявленный ресурс может быть до 160 тысяч часов | Выше чем у подшипников скольжения (sleeve bearing), ниже чем у гидродинамических |
OmniCOOL Bearing - Подшипник omniCOOL Время работы заявлено: Компания CUI разработала новый тип вентилятора, который устраняет разрыв между традиционными конструкциями на основе шарикоподшипников и подшипников скольжения. Новая конструкция подшипника, известная как система omniCOOL, использует магнитную подвеску для балансировки ротора в сочетании с усовершенствованным подшипником скольжения. Ротор в системе omniCOOL работает как волчок, который никогда не падает и может работать под любым углом. Магнитная структура уравновешивает ротор независимо от угла, под которым работает вентилятор. Следовательно, внутренняя часть подшипника не должна выдерживать вес ротора - это выполняют магнитный поток и опорная крышка. Система omniCOOL уменьшает или устраняет многие недостатки традиционных втулок или шариковых подшипников. Например, магнитная структура, активно уравновешивающая ротор, сводит к минимуму проблемы наклона и колебания, характерные для стандартных подшипников скольжения. И поскольку вал не опирается на внутреннюю часть подшипника, трение между ними значительно ниже, чем у традиционного подшипника скольжения. Втулка, используемая в системе omniCOOL, специально закалена, чтобы противостоять истиранию и нагреву. Это позволяет работать при температуре до 90°C, в то время как традиционные подшипники скольжения обычно могут выдерживать температуру только до 70°C. Упрочненная втулка и уменьшенное истирание (благодаря магнитной структуре, уравновешивающей ротор) также значительно увеличивают срок службы подшипника - результаты испытаний показали, что система omniCOOL работает в три раза дольше, чем стандартный подшипник скольжения при 70°C, и в 5,5 раз дольше при 20°C. |
Низкий. | Ресурс значительно выше чем у обычных подшипников скольжения. |
ВЫВОД: Как показала практика, несмотря на широчайшее разнообразие существующих типов подшипников, наибольший акустически комфорт предоставляют гидродинамические подшипники и их развитие. Лишь они обеспечивают одинаковый уровень шума весь срок эксплуатации.